Промышленники недовольны уровнем подготовки выпускников высших и средних учебных заведений. Власти предлагают им самостоятельно готовить для себя кадры. Однако не все предприятия готовы вкладывать в такое обучение деньги. Они хотят, чтобы государство компенсировало им затраты.
Работодатели недовольны соискателями
Две трети (64%) российских компаний берут на практику стажёров. Однако только треть компаний в результате становятся работодателями хотя бы для части этих стажёров. Главная причина — крайне низкий уровень квалификации соискателей: 57,7% отказов работодателей в 2022 году было связано именно с этим, подсчитали в совместном исследовании аналитики hh.ru и облачной CRM для рекрутмента Talantix.
В 2021 году из-за низкого уровня навыков и компетенций соискателей предприятия отказали в трудоустройстве 52,6% из них.
Да и сами студенты не очень довольны своими знаниями: учащиеся вузов и ссузов по итогам 2022 года оценили качество образования в своих учебных заведениях примерно в 3,6 балла из пяти.
Из-за низкого уровня подготовки промышленные предприятия не готовы принимать выпускников на работу, несмотря на острый дефицит кадров.
Оторваны от реального производства
Всё это из-за того, что студенты оторваны от производства, им нужно больше бывать на предприятиях, выходить на практику с первых курсов, считает директор СПб ГКУ «Организатор перевозок» Александра Бахмутская.
«Даже когда я общаюсь со стажёрами-бакалаврами, часто у меня возникают большие сомнения в уровне их компетенций», — рассказала она 21 июня в ходе круглого стола на Международном военно-морском салоне в Кронштадте.
Нужно создать систему, в которой предприятия будут привлекать школьников на рабочую практику, а студентов вузов и колледжей — на стажировку, согласна с ней Нина Мельник, директор Учебного центра производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ). В центре, который был открыт в 2021 году, мастера завода в качестве наставников обучают студентов и даже школьников, которые потом поступают в профильные учебные заведения и приходят работать на КМЗ. Таким образом, предприятие получает мотивированных специалистов с нужными компетенциями, рассказала Нина Мельник.
С аналогичной идеей недавно выступил и президент Владимир Путин. «Работодатель за свой счёт отправляет сотрудника учиться или повышать квалификацию. А работник, в свою очередь, получает гарантию трудоустройства на более квалифицированное рабочее место», — заявил он на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума и поручил кабмину проработать этот механизм.
Зачем завод платит налоги?
Однако далеко не все предприятия готовы тратить деньги на обучение сотрудников, многие отказываются брать на стажировку студентов: это дополнительные расходы, которые компании никто не компенсирует. Поэтому стажировки часто проходят формально, профессиональных навыков студенты не получают.
Промышленники заинтересованы в квалифицированных кадрах, но государство не должно перекладывать на них свои обязанности по воспитанию этих кадров, уверен Евгений Горин, исполнительный вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга.
«У нас в феврале было совещание у вице-губернатора Петербурга Ирины Потехиной, речь шла о проведении ежегодных конкурсов лучших по профессии. И вот на совещании говорилось, что предприятия для этого должны предоставить оборудование, людей, программу конкурса составить — в общем, всё сделать. Я в конце концов спросил: «Вы что, хотите корову забить до конца, чтобы она умерла?» За счёт чего предприятия должны всё это делать?» — недоумевает Евгений Горин. По его мнению, обязанность завода — платить налоги, которые государство использует в том числе и для обучения специалистов.
С ним согласны представители компании «Топ баланс», которая опасается допускать стажёров к работе, чтобы они не наделали ошибок.
«Кто будет оплачивать нашим сотрудникам дополнительную работу по поиску и устранению этих ошибок? С какой стати мы должны недополучать прибыль, отрывая сотрудника от работы для наставничества со студентом, который потом не придёт трудоустраиваться в нашу компанию?» — рассуждают в «Топ балансе».
Учебные заведения должны готовить специалистов с учётом потребностей предприятий, поэтому и программы обучения нужно писать совместно, и само обучение должно проходить и в вузе, и на производстве, говорит Алексей Васильев, декан факультета корабельной энергетики и автоматики Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.
Государство вместе с вузами, колледжами и промышленниками должно разработать механизм мотивации, чтобы предприятиям было выгодно развивать программы наставничества и повышения квалификации сотрудников, а учебным заведениям — сотрудничать с производством, считает Алексей Васильев.
Участники круглого стола намерены изложить свои предложения на этот счёт в резолюции и направить её в Правительство РФ.